11 способов стать лучшим игроком


Перевод статьи 11 ways to be a better roleplayer из блога Look, Robot.
Я не со всем в этой статье согласен, но в большинстве случаев это советы, который и правда значительно, на мой взгляд, улучшат качество игры.

- ВНИМАНИЕ: ДЛИННОПОСТ О РОЛЕВЫХ ИГРАХ -

Я читал очень МНОГО статей о том, как стать лучшим Мастером. Это дело меня радует. Когда игра проходит хорошо, я получаю такой кайф, которого трудно добиться без секса или наркотиков, а напрягаться ради них мне не слишком хочется. Я хочу водить лучшие игры; я стремлюсь к этому. Это страсть. По искусству вождения игр я читал больше материалов, чем по своей основной профессии.

Но найти статью, которая учит хорошо играть гораздо сложнее. А ведь это более распространено. На каждого Мастера приходится в среднем, сколько? Четыре игрока? Существует это странное восприятие вопроса, что ответственность за развлечение лежит на человеке по ту сторону ширмы, а игроки просто приходят и его получают. А это явная херня.

Так что я пишу эту статью, потому что таких статей в сети недостаточно. Это пачка советов о том, как стать лучшим игроком. Я получил их и позаимствовал их из нескольких источников, например это этой темы, которую начал на Reddit и у своих друзей на Facebook, из этого видео об импровизации и из книги Грэхема Уолмсли Play Unsafe.

Я несовершенен! Естественно. У меня это на лице написано. Но я и не претендую на то, что все время именно так себя и веду: это просто советы, выведенные из множества игр по обе стороны ширмы и из общения с игроками и из того, что мне в нем нравилось и не нравилось. Надеюсь, если вы много играете, вам это пригодится.

ПЕРВОЕ. Делай что-то.
Первая задача любого игрока - что-то делать. Ты постоянно должен думать: "В чем моя цель? И как мне ее добиться?" Вы звезды своей личной отдельной вселенной и вы ничего не добьетесь сидя на заднице и ожидая, когда в вашу дверь постучит приключение.

Изучай все вокруг. Задавай вопросы. Следуй уликам. Если ты будешь так поступать, никому не придется тыкать тебя носом в явные сюжетные зацепки. Смешивай сцены, говори с людьми, влезь им в душу. Если персонаж, которым ты играешь, не из тех, кто так поступает, найди то, на что можешь влиять и повлияй на это.

Если ты вечно сидишь на заднем плане, сложив руки на животе - почему вообще такой скучный персонаж тусуется с теми кто Делает Дело?

Будь активным, не будь пассивным. Если больше ничего из этой статьи не запомнишь, черт подери, запомни хотя бы это. 

ВТОРОЕ. Пойми, что твой персонаж существует только в том, что ты говоришь.
Приятель, ты можешь накатать легенду в любое количество страниц, но если ты не покажешь ее в игре, она вообще ничего не стоит. Твой персонаж практичный бизнесмен? Круто. Займись бизнесом, практично, так, чтобы все видели. Ты джазовый саксофонист? Сыграй на саксофоне. Ты дикий эльф, который с трудом находит общий язык с цивилизованными людьми? Так потрудись и найди с ними общий язык! Слезай с дерева, мудила!

И это, на самом деле, возвращает нас к первому пункту: ты существуешь только в своих делах. Другие игроки не обязаны читать твою легенду и их персонажи не умеют читать мысли. Некоторые конечно умеют, но ты понял о чем я. Они не обязаны уметь. 

Так что покажи свои таланты, свои особенности, свои слабости, свои связи. Пользуйся каждым шансом, чтобы показывать, а не рассказывать другим игрокам о своем персонаже.

ТРЕТЬЕ. Не останавливай.
Отмена действий других персонажей игра довольно бессмысленная: мы берем два элемента, способных повлиять на течение сюжета, и сталкиваем их так сильно, что ни тот, ни другой не срабатывают. Скажем, твой воин хочет дать в рыло тому уроду, а твой монах против и он хватает воина за руку. В игре ничего не происходит. Вы просто зря потратили время, а оно не бесконечно.

Вместо этого плыви по течению. Строй на основе. Если воин хочет сломать кому-то нос, то что случится после? Монах поспешит тому уроду на помощь? Примется увещевать воина? Извинится перед друзьями урода пока не началась полная жопа? Спасет воина в начавшейся большой потасовке, несмотря на то, что был против всего этого? Или натравит на него самого здорового отморозка в таверне, чтобы преподать урок? Это - примеры интересных историй. А вот не дать ему ничего сделать - не интересно.

Не отменяй - развивай. (Еще и в рифму, чтобы было легче запомнить.)


ЧЕТВЕРТОЕ. Полностью контролируй персонажа.
"Мой персонаж бы так не поступил" это очень скучная отмазка, здоровенное "НЕТ", брошенное в лицо самой основе сюжета. Это просто упрямый отказ принимать в нем участие.

Вместо того, чтобы связывать себя заранее установленными границами того, как бы твой персонаж поступил или не поступил, иди навстречу осложнению и поступи так, но попробуй разобраться почему? Зачем твой вор выполняет задание церкви? У него есть скрытые мотивы? Просто из чувства товарищества по отношению к другим членам команды? Персонажи в не комфортной ситуации это основа любой драмы. 

(Помнишь ту классную историю о хоббите, который послал на три буквы Гэндальфа и сидел дома и чесал свои волосатые пятки до того самого дня, когда его деревню поглотила Армия Тьмы? Нет. Ни черта ты такого не помнишь. Так что, Фродо, надевай-ка заплечный мешок и топай в дорогу.)

Если ты замечаешь, что постоянно вынужден объяснять свои действия или не хочешь сотрудничать с группой из-за мотивов своего персонажа... знаешь, милочка, может быть у твоего персонажа хреновые мотивы? Они ведь не высечены в граните. Главное группа, а не тончайшая уникальность твоего персонажа, так что если твои мотивы не работают, выкинь их в ближайшей деревне и попытайся поиграть кем-то, кто более открыт новым идеям. Может быть вместе с группой создай того, кто лучше в нее вписывается.

Твой персонаж - часть истории. Это не история твоего персонажа.

ПЯТОЕ. Не вреди другим игрокам.
О, нет, наш душка-вор таскает вещички у других членов команды! И у него такая прокачанная Ловкость рук, что этого никто не замечает. Вот это веселуха!

Нахер его! Таких никто не любит. (Такие обычно играют кендерами, а я целиком и полностью поддерживаю полный геноцид кендеров в любой ролевой игре. Когда речь идет о кендерах, геноцид вообще не преступление, я считаю.) Воруя у других игроков ты оказываешь на них очень неприятное и неразумное давление. Если они об этом узнают, что им делать? Ты заставишь их поднять ставки? Будет честно, если они тебя убьют? Будет весело?

И также плохо нападать на других игроков. Если система это полностью поддерживает и поощряет - как Paranoia или Dogs in the Vineyard - то, конечно, но, Господи, ребята, тормознитесь. Лично мне трудно понять, что хорошего это может привнести в игру; если вашей группе это нравится, главное обсудите заранее. Но меня от такого избавьте.

Там кругом целый мир тех, у кого можно воровать, кого можно покалечить или убить и на это никто не обидится, так докопайтесь сначала до них.

ШЕСТОЕ. Изучи систему, не будь мудаком.
Если ты знаешь систему, тебя легче водить, потому что тебе известны ограничения персонажа. Ты можешь примерно прикинуть шансы на успех или неудачу, как и в реальной жизни. Ты способен трезво оценить ситуацию и действовать соответственно, потому что понимаешь правила, по которым работает мир.

(К новичкам, конечно, это не относится. Но если решишь задержаться в этом хобби, приложи усилия и изучи правила.)

Но ради всего святого, не становись юристом по игровым правилам. Не надо. Это не сложно заметить, есть простое правило: если ты больше 20 секунд споришь о каком-то правиле, значит этим ты и занимаешься. Ты стал инспектором санэмидемнадзора по ролевым играм и тебе пора замолчать, потому что ты всем портишь удовольствие.

Бывает, что в правилах что-то не так, но я что-то никак не могу вспомнит момент, когда один парень вспомнил правило и мы посмеялись и получили массу удовольствия от того, что Мастер его изменил.


СЕДЬМОЕ. Отдавай все внимание игре. Если не можешь - тебе не место за столом.
Эй! Во что это ты играешь на телефоне? В Candy Crush Saga? Забавно, а судя по дайсам и листам персонажей мы тут в D&D играем, если я не ошибаюсь.

Очень сложно проявить более пренебрежительное отношение к чьей-то игре, чем играть во время нее в другую игру. Если тебе настолько скучно от того, что происходит, что ты играешь на телефоне, читаешь книгу или лазишь ВКонтакте, бросай эту игру. Ты мешаешь группе самим своим присутствием. Я бы предпочел пустое место за столом, чем человека, который не обращает внимания. Пустое место мне не надо развлекать.

И конечно сделать игру интересной - задача Мастера. Но это не односторонняя задача. Возвращаясь к пункту 1: действуй когда только можно. Дай Мастеру что-то, с чем он сможет работать. Если ты ему не платишь за игру, он не обязан делать тебе красиво и изображать дрессированную обезьянку.

ВОСЬМОЕ. Если ты поставил кого-то в неприятное положение, извинись и обсуди это.
У меня в играх есть такое правило: "Никто никого не трахает". Просто. Ясно. Элегантно. Никаких сексуальных действий; обычно это диковато. Естественно, мы часто отыгрываем попытки соблазнения и это нормально. У меня был персонаж, сильно пострадавший от изнасилования. Было даже разок, что кто-то договаривался с меняющим тела пришельцем о том, чтобы оживить дохлую кошку ради сексуального удовлетворения в ходе одной аферы. Но, и это очень важно, никто никого не трахает "в кадре". И если ты как раз подумал "Ха-ха! Как насчет фистинга?" иди нахер из моей игры, солнышко.

И вот в чем дело: в ситуациях, с которыми мы еженедельно сталкиваемся, очень легко поставить человека в неловкое положение. Это может быть что-то явное, типа обсуждения мертвых младенцев или зоофилии, а может быть и что-то более простое: например грубость или попытки разговорить кого-то по игре.

Если считаешь, что мог кого-то расстроить, потихоньку спроси об этом. Если да - извинись и прекрати об этом говорить. Это не квантовая физика, просто так работают нормальные человеческие отношения и иногда мы забываем об этом, потому что слишком увлекаемся ролью хафлинга.

Так что, понимаешь, будь вежлив. Очень вежлив. Из-за этого к тебе никто не станет относиться хуже.

ДЕВЯТОЕ. Будь рассказчиком.
Ролевая игра "World of Darkness" называет Мастера Рассказчиком, потому что, похоже, не умеет называть вещи своими именами. Но в этом что-то есть. Мастер и правда рассказывает истории. Очень легко забыть, что игроки делают то же самое.

Так напрягись, а? Скажи какие-нибудь слова. Придумай голос и осанку персонажа. Описывай свои действия. Спроси у Мастера насколько широко ты можешь все описывать или просто делай предположения и описывай и смотри, приживется ли это. Хороший Мастер все равно должен учитывать твои описания, разве что они совсем противоречат его планам.

И опять же: краткость - сестра таланта, все такое. Хороший Мастер не станет вести монологи или долгие дискуссии между своими персонажами или заставлять игроков сидеть и смотреть, как мир вокруг них живет своей жизнью. Так что умей вовремя заткнуться, следи за краткостью описаний - разве что ты, конечно, потрясающий рассказчик. Но коротко и к месту всегда лучше, чем длинно и цветисто.

ДЕСЯТОЕ. Полюби неудачи.
Неудача бывает постыдной. Я знаю, сам бешусь, когда дайсы плохо ложатся, особенно если сто лет ждал своего хода в большой игре или когда использую особую способность или когда много говорил или описал какое-то замысловатое действие. И ругаюсь я при этом очень замысловато. И замысловато не в смысле красиво и цветисто, как мы любим на играх. А так что уши вянут.

И это плохо. Я должен научиться расценивать неудачу, как сюжетный поворот, а не блок. Почему я промахнулся? Почему бросок запугивания не сработал? Почему я не вскрыл замок? Почему меня заметили? Кто догадался, что я предатель? Какие у меня еще варианты?

В некоторые системы это встроено по умолчанию - в тот же "Постапокалипсис" - и они дают тебе возможность так или иначе влиять на мир любым броском дайсов, а не просто отнимают возможность снять еще пару хитов. Это здорово! Это должно стать нашим нормальным отношением к неудаче. Мы должны воспринимать неудачи, как временные трудности и объяснить, почему персонаж не добился цели и понять, что неудача это еще не конец.

ОДИННАДЦАТОЕ. Играй в игру.
Это игра. Это не испытание, существующее в голове Мастера. Это не личная сюжетная линия твоего персонажа. Это не твой блог. Это не повод разговорить других игроков. Это не стол, за которым молча восседают. Это игра.

Мы вызвались вместе поиграть. Мы рассказываем друг другу историю и история - это самое главное. Отвлекись от пыла схватки, отвлекись от сложных взаимоотношений своего персонажа с его матерю полудроу, отвлекись от того, что игрок паладина постоянно ворует твои дайсы.

Это игра. Уважай других игроков. Уважай сюжет и действуй ему во благо. Уважай то, что не все всегда будет по твоему и то, что когда дела идут не по твоему это бывает интересно. 

Делай то, что в лучших интересах игры. Делай то, что в лучших интересах сюжета. Будь активным! Будь позитивным! Будь интересным! Меняй все вокруг! Если вечером ты уходишь от стола без истории, которую ближайшие несколько лет будет не стыдно рассказывать под пиво, значит все за столом проиграли. 

Комментарии