Обзор "Apocalypse World: Dark Age", часть 2


Итак, выход беты AW:DA отложен до понедельника (надеюсь, что не дольше) поэтому давайте продолжим разговор о том, что нам уже показали.

Для начала скажу, что все выложенные материалы, вы можете взять по адресуhttp://lumpley.com/index.php/anyway (нажмите на картинку листа, чтобы скачать пдф). А вот здесьhttp://lumpley.com/index.php/awda можно записаться на плейтест, если вас он заинтересовал. Мы постараемся оперативно перевести материалы, но поскольку объемы пока неизвестны, точные сроки назвать сложно.
Завершая обзор двух показанных буклетов (хотя их уже стоит, наверное, называть листами) можно добавить, что из охотника на троллей получится отличный ведьмак, а из кастелляна - мейстер. Просто как вариант того, в какие игры можно играть по этой системе. Еще стоит упомянуть, что в старых вариантах буклетов мы выбирали для каждого персонажа его владения - некие локации и группы людей, которые тем или иным образом связаны с ним: его отряды, его вассалы, его гостиница, его родовое имение и т.д. С каждым выбором были связаны преимущества (товары, богатства, солдаты, защитники и т.д.) и недостатки (просьбы о помощи, нападения на родовое гнездо, дополнительные расходы и т.д.). В новых листах графа владения есть, но сам механизм их получения пока не указан, хотя в листе прямо сказано “Выбери владение и вещи”. Возможно это тоже самое, а может быть что-то новое. Вероятно, завтра узнаем. А пока поговорим о том, что нам показали сверх двух листов персонажей.

Во-первых, это права домена войны. 21 право, из которых 2 - “особые”. Как объяснил Винсент особые права (они позволяют поднять характеристики до +3) можно брать только при развитии, но не при создании нового персонажа. Остальные права, вполне ожидаемо, связаны с разными видами боя. Здесь есть как довольно простые и прямые права (вроде +1 к наносимому урону), так и такие многоступенчатые как когда ты пытаешься почувствовать сердцебиение стен и камней крепости. Многие права войны связаны с отрядом, которым может командовать персонаж. Здесь и разведка и грабежи и собственно само право вести этот отряд. Также тут есть права позволяющие улучшать крепость, заседать в совете с сюзереном и возглавлять военный совет, а также взывать к богам войны.

Отсюда мы плавно переходим к ходам битвы - правилам массового боя AW:DA. Сразу скажу, что по словам Винсента полные правила займут в финальной книге около 20 страниц. Здесь нам пока доступен только лист собственно ходов и лист отряда. Лист отряда показывает нам, что массовый бой ушел довольно далеко и от банд “Постапокалипсиса” и от начальной версии AW:DA, хотя заметные связи остались. Лист отряда стал таким же большим и подробным, как лист персонажа. У нас есть место для записи разных входящих в него войск, с разными параметрами и боевыми опциями (лучники, всадники, стена щитов и т.д.), общей численности отряда, его снаряжения, трех выдающихся личностей с их собственными параметрами и т.д. Это звучит сложно и кажется отходом от обычной простоты Apocalypse Engine, но на самом деле, если разобраться, битва вряд ли займет много времени. Потери представлены в описательном виде:
  • Мы целы и невредимы
  • Нас ранили
  • Нас покалечили
  • Нас выпотрошили
  • Нас вырезали

Как и в случае с персонажами, действующим считается последняя верхняя не зачеркнутая строка. За каждую единицу нанесенного отряду урона, одна строка вычеркивается. Таким образом, если отряд получил урон 3 в ходе боя, это значит что, его выпотрошили. В реальные потери это переводится как: многие убиты, некоторые уже ни для кого не угроза, а многие ранены и потрясены. Некоторые это около 10% численности, а многие - 20%. Таким образом, отряд, получивший урон 3 в битве, теряет около 40% начальной численности убитыми и ранеными. Причем 10% раненых (которые ранены и потрясены) еще может быть повоюют, а вот те 10%, что уже ни для кого не угроза погибнут при любом столкновении. Расчет потерь описан достаточно подробно и делается быстро. Можно еще добавить, что воины отряда могут принадлежать к разным народам, что дает им разные характеристики и особенности. О народах - немного ниже.

Теперь поговорим о том, что собственно можно делать в битве. Основные два хода битвы это вести в атаку и быть атакованным. Естественно возник вопрос, как определить, кто что делает в случае PvP. Винсент предполагает, что это легко понять по описанию, в крайнем случае спросить у каждого по отдельности в какое время тот намеревается атаковать и все будет понятно. Инициатива не кидается :) Оба хода требуют проверки характеристики Война соответствующей армии, оба позволяют на 10+ выбрать 3 опции, на 7-9 - 2, при провале - 1. Оба предлагают довольно обширный выбор, плюс лист персонажа и лист отряда может предложить дополнительные варианты, в зависимости от того, что вы выбрали при их создании/развитии.

Опции атакующего естественно более агрессивны. Они главным образом связаны с лишением обороняющегося его опций. Например, можно ударить неожиданно и лишить врага возможности выбрать опцию “вы хорошо обороняетесь, получая +1 Брони”. Также есть вариант нанесения дополнительного урона или нацеливания на определенную личность в рядах противника (и если противник не выберет опцию защитить ее, она получит такой же урон, что весь вражеский отряд, что может стать проблемой даже для персонажа игрока, не говоря уже о персонажах МЦ).

В свою очередь обороняющийся может выбирать опции, которые главным образом служат реакцией на атаку. Он тоже может наносить дополнительный урон или получать дополнительную броню, но еще он может маневрировать, контратаковать, нарушить строй врага, защищать или атаковать определенных людей (кстати атакующий не может защищать своих важных персонажей в ходе боя - не берите их с собой, если собрались в атаку) или, в конце концов просто повернуться и бежать.

Сначала опции выбирает атакующий, затем обороняющийся. После этого они обмениваются уроном и все выбранные опции вступают в силу.

Я не буду вдаваться в дальнейшие подробности, но упомяну, что на том же одном листе помещаются также правила для избежания битвы, сдачи, развития атаки, перегруппировки и боевых потерь (о которых я говорил выше). Также в бою учитывается соотношение численности сторон и размеров сражающихся (королевская армия против горных великанов?). Завершает страницу ход для сражения в составе отряда, который показывает, что случилось с персонажем, который участвовал в битве, не будучи командиром, а просто рубился общих рядах.

И, наконец, перейдем к последнему разделу, который был пока что выложен для ознакомления - правилам создания народа и соответствующему листу.

Надо сразу сказать, что под словом “народ” понимается не нация или раса в целом. Тут скорее речь идет о понятии “мои люди” - небольшая группа людей, которую что-то объединяет. В показанных правилах их максимальная численность - 300 человек, в большинстве вариантов меньше. Поскольку игра идет на территории рухнувшей Империи Орлов, прообразом которой явно стал Рим, этническая принадлежность этих людей может быть очень разной. Тем более что Империя Орлов имела привычку перемещения людей в своих целях: солдаты служили в отдалении от дома, губернаторы правили не там, откуда были родом и легионы маршировали за многие мили от родных мест. Свободная торговля и путешествие для граждан империи тоже внесли свой вклад в смешение рас и народностей. Таким образом в мире игры мы можем встретить практически любые народы с разными особенностями, которые могут резко отличать их друг от друга.

Создавая народ (лично я намереваюсь попросить каждого игрока создать народ для себя и сверх того создать еще 2-3 самому пока они создают персонажей) мы делаем выбор из различных “меню”. Первый выбор - это то, что их объединяет: они могут быть одной семьей, могут поклоняться одному богу, служить одной короне, общаться на одном языке и т.д. Здесь и далее список опции завершается вариантом “или на ваш выбор” - вы можете сами придумать что-то, если вам покажется, что список неполон. Дальше мы выбираем их численность: общее количество, количество хозяйств и количество воинов. Скажем, у нас может быть клан из 30 душ в 4 хозяйствах, включая 8 воинов или банда изгнанников числом 12 душ в 1 хозяйстве, включая 8 воинов. Самый многочисленный вариант, представленный в бета-версии это феод (300 душ в 40 хозяйствах, включая 40 воинов). Выбрав численность, мы выбираем их внешние качества, вроде цвета кожи и сложения, а также язык на котором они говорят и из которого берутся их имена. Языков здесь много: арабский, латынь, балтийские и славянские языки, латынь и т.д. Что приятно, отдельно указан русский :) Также упомянуты языки на которых существует большое количество текстов, включая религиозные, юридические, исторические и административные: арабский, иврит, латынь, греческий и персидский.

Затем мы распределяем значения по трем характеристикам народа: Ритуалы, Война и Богатство. У нас есть два набора (+2, 0 и -1 или +1, +1, 0), которые можно расставить в любом порядке. Применение этих характеристик в игре пока не особенно ясно, за исключением Войны, которая учитывается в массовых сражениях и прочих вещах, связанных с битвами. За каждую характеристику мы можем выбрать что-то, чем этот народ известен. Список ритуалов связан с монстрами, колдовством, праздниками, религией и т.д. Список войны - с набегами, особыми боевыми навыками, верностью и т.д. Список богатства - с разными товарами, одеждой, гостеприимством и достатком.

Также мы создаем выдающихся личностей из числа этого народа (кстати место для них есть и в списке военного отряда). Для них мы выбираем их имена, силу в поединке (1 - для не взрослых или имеющих серьезные недостатки, 3 - для безжалостных ветеранов-головорезов, переживших множество кампаний и 2 - для всех остальных; это количество вариантов, которые он может выбрать, сойдясь с кем-то в поединке, бросок не требуется), стремления (храбрость, честь, верность и т.д.) и то, что их совесть им позволяет (жестокость, богохульство, ложь, убийство, лицемерие и т.д.).

И наконец они получают соответствующее оружие, доспехи и т.д., дающие им определенное значение урона и брони.

Вот такая пока вырисовывается игра. Полагаю мы увидим как путешествия небольших групп по постримской Евразии, так и обширные столкновения целых государств с битвами больших армий. Вероятно, у нас будет возможность пройти трудный путь от никому неизвестного головореза до правителя огромного королевства. Ну или в обратном направлении. Ну и конечно PvP, заключение и нарушение альянсов, интриги и закулисные игры.

Напоминаю, что в понедельник нам обещают обновленную бету игры, ну а мы постараемся донести ее до вас по-русски. Ищите новости на www.safgang.ru

Комментарии